Преемственность традиций. (Театральные студии Тамбова)

Главная 
Фрагменты истории (Искания, находки, открытия) 
Преемственность традиций. (Театральные студии Тамбова)
Преемственность традиций. (Театральные студии Тамбова)

Э.П. Степанова,
хранитель истории Тамбовского театра

Традиции формирования труппы Тамбовского областного драматического театра через студийную подготовку при нём восходят к 20-м годам ХХ века. Первые сведения о театральных студиях в Тамбове и о подготовке актёров из числа местной молодёжи для пополнения кадров относятся к этому времени.


А.Н. Смирнов в статье «Рождённые революцией» рассказывает о деятельности театра-студии Пролеткульта в 1918 – 1920 годах, которая осуществлялась в самых разнообразных формах: коллективной декламации, постановке живых картин, создании политобозрений, агитспектаклей, массовых представлений с участием воинских частей. Руководитель студии режиссёр Николай Варзин (Ряжский) стал инициатором политобозрения «Красная деревня» – живой газеты, адресованной селу. Николай Михайлович в своей статье «Где сегодня колхозное приволье» вспоминает: «Теоретики Пролеткульта требовали отказа от культуры прошлого, а исторические факты показывали обратное. Это можно было видеть и по истории тамбовского театра.

Наша молодежь стала искать свои пути к познанию искусства. В теплушках товарных поездов, а иногда и на площадках вагонов мы пускались в многодневные путешествия в Москву, чтобы посмотреть столичные спектакли, принять участие в дискуссиях, выбрать себе пьесу».

В студии занимались талантливые люди, среди которых Константин Рубцов и Василий Ванин (Иванов). В. Ванин впоследствии был удостоен звания «Народный артист СССР», стал лауреатом Сталинских премий, знаменитым киноактёром. В статье П. Карманова «Народный артист Ванин» приводится цитата Василия Васильевича с характеристикой образов, сыгранных им: «Герои у меня были самые разные по своему внешнему облику, по профессиям, по мыслям, по поступкам. Но всех их объединяло… чувство любви к советской Родине…»

В декабре 1920 г. из студийцев под руководством Н. Варзина составилась основа Первого Пролетарского театра. И первыми постановками стали «Зори» Верхарна и «Мистерия-Буфф» Маяковского.

Константин Иванович Рубцов – дядя заслуженного артиста РСФСР Н.Н. Рубцова, актёра Тамбовского театра – в сентябре 1921 года вошёл в его труппу. К этому периоду относится статья–объявление в газете «Известия» от 1921 года:


Первый Пролетарский театр–студия.

В пятницу 4 марта в 7 1/2 час вечера за кулисы бывшего 1-го Советского театра должны явиться все бывшие служители студии художественной арены Губпролеткульта, а также все желающие работать в театре–студии из товарищей новичков. Явка обязательна и необходима.

Н. Ряжский


К концу 1923 года студия распадается, часть её, в том числе В. Ванин переходит в студию Б. Снигирёва.

Николай Михайлович Степанов в своих воспоминаниях обращается к 1927 году, когда в наш город приехал гастрольный коллектив во главе с замечательным режиссёром А.К. Анчаровым. «Он имел два театральных образования: один театральный институт окончил в России, другой в Германии. По натуре был еще и большим новатором. Так в Тамбове он впервые применил просцениум, переделал по-новому софиты, рампу, будку суфлера, ввел принципиально новые оригинальные декорации, световые и звуковые эффекты и другое». А.К. Анчаров объявил о создании студии при театре. Был устроен конкурс (декламация, пение, сценки), после чего в студию зачислили 36 человек (в числе которых был и Н. Степанов). Из них впоследствии трое стали актёрами: Раскопов, Жабов и Чукаленко (режиссёр оперетты). «Caм Анчаров и актёры уделяли много внимания студийцам. Знакомили их с историей и тонкостями театрального искусства. Особенно большое внимание уделяли постановке голоса и правильному произношению слов и фраз».

Н. Варзин (Ряжский)
Н. Варзин (Ряжский)
В. Ванин в роли Матвеева («Ленин в октябре»)
В. Ванин в роли Матвеева («Ленин в октябре»)
К. Рубцов, актёр театра Пролеткульта, играл с В.В.Ваниным
К. Рубцов, актёр театра Пролеткульта, играл с В.В.Ваниным
* * *

В 1937 году Тамбовский городской театр им. А.В. Луначарского получил статус областного и для организации работы вновь созданной структуры был назначен Л.М. Эльстон, опытный режиссёр, создатель и художественный руководитель Уральского Рабочего Реалистического Театра. Теперь Льву Михайловичу предстояло в Тамбове сформировать труппу, способную работать стационарно.

При Эльстоне «студии как училища при театре не было – в статье «Ровесник века» рассказывает А.Н. Смирнов – но Лев Михайлович организовал обучение для молодёжи, не имевшей театрального образования».

И всё-таки это была студия: А. Канищев, В. Полунина, С. Гаврилов, И. Мочалин, Г. Серпейко, И. Барк обучались в ней. Как заметил А.Н. Смирнов: «Среди воспитанных Эльстоном людей театра немало отмеченных высокими званиями, немало и таких, чей творческий путь вполне скромен». Так В. Полунина замечательно играла на Тамбовской сцене долгие годы, А. Канищев после актёрского служения там же, стал руководителем любительского коллектива в ДК завода «Комсомолец» – «Авангарде», Г. Серпейко стала профессиональной актрисой, а вот С. Гаврилов, И. Барк и И. Мочалин погибли на фронте (их имена запечатлены на памятной доске мемориала в театре).

Л. Эльстон. 30-е годы
Л. Эльстон. 30-е годы
Студия Эльстона: слева Г.П. Патлис, –, –, Н.И. Коварский, И. Барк; стоят: В. Полунина, Г. Серпейко, А. Канищев, –, –,
Студия Эльстона: слева Г.П. Патлис, –, –, Н.И. Коварский, И. Барк; стоят: В. Полунина, Г. Серпейко, А. Канищев, –, –,
* * *

В 1944-м году к руководству театром пришёл Алексей Евфимьевич Ларионов. В связи с необходимостью пополнения труппы молодыми актёрами, он организовал студию, в которую, в результате экзаменов было зачислено 18 человек. «Преподавание велось по программе средних театральных учебных заведений. Вели занятия: по мастерству актёра - Николай Смирнов, по сценической речи – Григорий Патлис… Педагог музыкального училища Эдда Лир вела ритмику, в прошлом танцовщик Мариинского балета Фёдор Полуянов обучал нас пластике и танцу. Историю музыки и вокал вёл зав. музыкальной частью театра Александр Самуилович Кессельман. Историю русского театра – актёр Николай Дуратов, историю западного театра – журналист Рафаил Черняк, историю литературы – Владимир Бирюков, преподаватель пединститута. Сам Ларионов вёл созданный им предмет – «образотворчество», целью его было обучить актёра овладению внутренней сутью образа, жанром пьесы, стилем драматурга. Кроме этого, в студии читались курсы лекций крупнейшими специалистами из Москвы: М.М. Морозовым (Шекспир), В.А. Филипповым (Островский), Д.Л. Тальниковым (Комиссаржевская), Г.Г. Штайном («Современная драматургия»)».

Н. Смирнов – Людендорф («Генерал Брусилов»)
Н. Смирнов – Людендорф («Генерал Брусилов»)
Г. Патлис – Павел Греков
Г. Патлис – Павел Греков
А.С. Кессельман с женой Зоей Георгиевной
А.С. Кессельман с женой Зоей Георгиевной

Верх: 1. __, 2. __, 3. Фомичёв Валя, 4. Борзова Рая, 5. Леонов В., 6. Ларичева Надя, 7. __;
2-й ряд сверху: 1. Русакова Тая, 2. Уваров Боря, 3. Максимова Шура, 4. __, 5. Саврасов Саша, 6. Сосина Люда, 7. Сарычев Саша, 8. Мусатов Толя, 9. Мещерякова Аня, 10. Рубцов Коля, 11. Смирнов Александр, 12. Минкевич Алла, 13. Сысоев Виктор;
Преподаватели: 1. Полуянов Ф.И. – танцы, 2. Стаховский К.М. – изобразительное искусство, 3. Кравцов Н.И. – сценическая речь, 4. Смирнов Н.Е. – образотворчество, 5. Ларионов А.Е. – худ. рук., 6. Коган Л.С. – директор театра, 7. Патлис Г.П. – дикция, 8. Черняк Р.И. – история драматургии;
Внизу: 1. Палкина Зина, 2. Решетова Тоня, 3. Белякова Зоя, 4. Тетерина Нина, 5. ___ Рая, 6. Котомин Коля, 7. __ Тося.

Среди студийцев – известные впоследствии актёры: з. а. Арм. ССР Юрий Фролов, з. а. Латв. ССР Людмила Голубева (Сосина), з. а. РСФСР Лидия Булгакова, з. а. РСФСР Николай Рубцов, Авангард Соколов, Николай Котомин, Нина Уварова (Мещерякова), Борис Уваров, з. а. Узб. ССР Валентина Филатова, Александра Гринберг (Максимова), з. а. Даг. АССР Нина Тетерина (Провоторова).

Н.П. Тетерина рассказала, что, будучи студийкой, играла в спектаклях театра главные роли: Снегурочку А. Островского, Золушку Т. Габбе, Валерия Вырикова в «Красном галстуке» С. Михалкова. А под руководством И.З. Шера студийцы выступали с шефскими концертами в госпиталях, воинских частях, в гор. саду. Таким образом формировалась нравственная константа будущих актёров – носителей культуры.

Заключительной работой студии (1945 год) стал спектакль «Бессмертный» (А. Арбузов и А. Гладков). Постановка оказалась столь удачной, что была внесена в репертуар театра.

Л. Сосина (з. а. Латвии - Голубева)
Л. Сосина (з. а. Латвии - Голубева)
Ларионовские студийцы: В. Сысоев, А. Смирнов, Н. Рубцов, В. Леонов
Ларионовские студийцы: В. Сысоев, А. Смирнов, Н. Рубцов, В. Леонов
В. Филатова (з. а. Узб. ССР)
В. Филатова (з. а. Узб. ССР)
«Бессмертный». 1946 год
«Бессмертный». 1946 год
Н. Тетерина (з. а. Даг. АССР - Провоторова)
Н. Тетерина (з. а. Даг. АССР - Провоторова)
* * *

С приходом на пост худ. руководителя (впоследствии – главного режиссёра) В.А. Галицкого студия возобновила свою работу. К ларионовским студийцам добавилось ещё 14 человек. Среди них оказался Валентин Хорохорин, впоследствии з. а. РСФСР; Борис Новичков и Константин Леонов, ставшие незаменимыми помощниками режиссёра; Виктор Сысоев, отдавший всю свою жизнь тамбовской сцене; Галина Глухова.

«Занятия начались с беседы о сущности и смысле системы Станиславского. Затем – упражнения на простое физическое действие, внимание, развивались способности к оценке, общению, прививались навыки органической жизни на сцене. Вскоре ввели пластику и танец (М.А. Коваленко), занятия по речи». Галицкий читал им пьесы и делал с ними массовые этюды.

При подготовке в театре спектакля «Молодая гвардия» Владимир Александрович «отдал весь спектакль в руки молодых, подперев его уже опытными актёрами. Студийка Филатова играла Улю. Собственно, молодёжь и создала неугомонность и энтузиазм, с которыми шли репетиции. Все ситуации спектакля были проиграны в студии методом импровизации, и ребята чувствовали себя «вооружёнными».

В.А. Галицкий и И.Н. Марин с молодёжью театра
В.А. Галицкий и И.Н. Марин с молодёжью театра
«Молодая гвардия»
«Молодая гвардия»

Успех спектакля был полный, зал аплодировал стоя. Были опасения, что всеобщее признание вскружит голову молодёжи, но она держала спектакль крепко и была во власти пережитого. Так Галя Глухова после спектакля сказала: «Мне кажется, что я умираю взаправду». И все подхватили: «Да, да… было такое чувство!» Вскоре некоторых ребят перевели в основной состав. В. Хорохорин в «Укрощении строптивой» и в «Любови Яровой» с успехом играл по две роли. Удивлял своими успехами А. Соколов. Большой удачей стала роль в «Московском характере» для В. Филатовой, но настоящий успех пришёл к молодой актрисе в спектакле «Упорные сердца» по пьесе местного драматурга Н.В. Архангельского.

Через сорок с лишним лет она прислала В.А. Галицкому блокнот воспоминаний: «…Я вспоминаю, каким Вы были педагогом: требовательным, каждого актёра видели как бы во многих измерениях… Вы нам сказали: «Не знаю, какими вы будете актёрами, но настоящую любовь к театру я вам привью!»

К концу 1950-х годов вновь стала ощущаться потребность Тамбовской сцены в молодых кадрах: театр не мог позволить себе пригласить одновременно какое-то количество иногородних актёров – выпускников ВУЗов (в основном это практически всегда связано с квартирным вопросом). Проблему пополнения актёрского состава местными ребятами взялся решить В.А. Качирин.

Виктор Авксентьевич, выпускник Щепкинского училища, в 1939 г. был распределён в Тамбовский ТЮЗ (только что организованный) и до отправки на фронт очень успешно работал в детском театре. Можно предположить, что в какой-то мере педагогический талант его начал развиваться там. В созданной им студии при театре, Качирин проявил себя как незаурядный педагог.

Занятия велись по программе театральных училищ. «Студийцы учились мастерству актёра, сценической речи, истории театра (К.В. Шенкер), гриму (А.Н. Смирнов), движению, танцу. Занятия вели сам Качирин, некоторые актёры театра и преподаватели пединститута. Обучение завершилось в 1959 году постановкой спектакля «Два цвета».

Многие студийцы продолжили образование в театральных ВУЗах: Галина Марина (впосл. з. а. РФ), Климент Фурман (впосл. з. а. РФ), Татьяна Забеленкова, Лилия Филатова, Эдуард Кружнов, Борис Кондратьев (окончил русский курс театрального факультета Вильнюсской консерватории, позже поставил несколько спектаклей в Московском театре им. Маяковского, в частности «Сослуживцы»), Вилли Мусоян (до своей кончины служил зам. директора Театра им. Моссовета) и разъехались по театрам страны.

Студия Качирина
Студия Качирина
сидят: В. Мусоян, В. Селезнёва, С. Радченко, И.Н. Марин, В.А. Качирин, Т.__, К. Русспян;
стоят: К. Фурман, В. Кондратьев, Э. Кружнов, Л. Ланова, А. Казанский, Г. Марина, А. Смирнов, Б. Тихов.
. Смирнов и Г. Финик. («Два цвета»)
. Смирнов и Г. Финик. («Два цвета»)
* * *

В 1962 году «руководство Школы–студии им. В.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре, осуществляя мечту великого Станиславского о создании актёрских школ при театрах, приняло решение, поддержанное Министерством культуры СССР – открыть несколько филиалов непосредственно в театрах периферии.

Из многих десятков театров, готовых принять филиалы, предпочтение было отдано коллективам, располагавшим в своём составе мастерами сцены, творчество которых основывалось на незыблемых принципах реализма. Филиалы открылись при областных театрах Вологды, Калинина, Оренбурга и Тамбова».

Главный режиссёр театра Михаил Михайлович Ваховский, как и его коллеги из названных городов, являлся участником творческой лаборатории МХАТ, руководимой народным артистом СССР М.Н. Кедровым. Рекомендовал Тамбов для данного проекта сам Кедров.

После соответствующих экзаменов в Тамбовский филиал были зачислены 12 юношей и девушек из разных городов страны и четверо молодых актёров местной труппы. Это уже была не школа вспом. состава, а нормальное высшее театральное учебное заведение. Лекции по общекультурным дисциплинам читали преподаватели пединститута, сценическую речь, мастерство актёра соответственно вели талантливые актёры Н.И. Гайдышев; з. а. РСФСР К.Н. Абашина и арт. А.С. Капустина.

Занятия студийцев, начинались с 9 утра, а с 11-ти студенты–актёры включались в общие репетиции труппы. По окончании репетиций – занятия по теоретическим предметам. Начиная со второго года обучения большинство студентов уже было занято в спектаклях. К окончанию учёбы каждый имел в репертуаре несколько ролей.

В процессе работы филиала неоднократно приезжали ректор Школы–студии МХАТ В.З. Радомысленский, доцент В.К. Монюков, Е.Н. Морес и другие специалисты. Курсовые экзамены по актёрскому мастерству сдавали в Москве, в присутствии кафедры Школы–студии. Дипломный спектакль «Последние» М. Горького в постановке М. Ваховского и К. Абашиной получился зрелым по актёрскому исполнению, интересным постановочно и был включён в репертуар театра.

В 1966 г. с высокой оценкой государственной экзаменационной комиссии (председатель – театральный критик А.Н. Анастасьев, члены комиссии В.З. Радомысленский, Е.Н. Морес, С.Г. Турмачёв – ВТО, Е.И. Белецкая – Мин. культ. РСФСР) – дипломы об окончании ВУЗа получили: А. Александрова, Б. Бабинцев, З. Бардина, В. Исаев, С. Коломийченко, Э. Мустафаева, А. Потоцкий, А. Телеченко. Диплом с отличием вручили Е. Лябихову. Пятеро впоследствии удостоены званий: н. а. РФ – Л. Брусин; з. а. РФ: Ю. Найдина, Л. Пилипенко, Е. Шелякина (Серова), К. Фурман.

Заслуженный артист РСФСР Климент Витальевич Фурман всю жизнь отдал Тамбовскому театру – в его трудовой книжке одна запись о месте работы. В 1961 году он уже стал членом Всероссийского театрального общества и активно принимал участие в различных вечерах, встречах. А также, будучи замечательным фотографом, размещал снимки Тамбовских спектаклей в столичных театральных изданиях (фотоаппарат ФЭД-2 сопровождал Климента во всех гастрольных поездках).

М. Ваховский
В.М. Ваховский
К. Абашина и П. Бетев. («Волки и овцы»)
К. Абашина и П. Бетев.
(«Волки и овцы»)
А. Капустина – Юстина
А. Капустина – Юстина
Н. Гайдышев – Николай I («Гибель поэта»)
Н. Гайдышев – Николай I
(«Гибель поэта»)
* * *

В 1967 году в Тамбове был открыт Тамбовский филиал Московского государственного института культуры с кафедрой режиссуры и актёрского мастерства. Так как руководителями режиссёрско–актёрского курса первого набора стали главные режиссёры театра (сначала Б.Н. Докутович, а через год В.И. Регурецкий), творческая жизнь курса проходила, в основном, в театре.

Студентов занимали в массовках (спектакли «Расплата», «Колосья в крови»), а позже Т. Алтухову и Т. Гридневу, пригласили в труппу. Впоследствии эта практика укрепилась и Тамбовский театр обогатился такими интересными актёрами, выпускниками ТФ МГИК (а позже ТГИК и ТГУ им. Державина), как Виктор Степанов (в 1987 г. в Тамбове получивший звание з. а. РСФСР, сыгравший в кино около 60 ролей, среди них Ломоносов, Пётр 1, Шаляпин, Ермак, Малюта Скуратов, Виктор Черномырдин);

Владимир Михайлов (впоследствии з. а. РФ), Елена Кондрашкина (з. а. Украины), Сергей Ильин (удостоен премии им. н. а. СССР И.Н. Марина), ведущими актёрами стали Олег Шмаров, Наталья Сазонова, Елена и Виктор Фёдоровы, пришедшие в театр в конце 80-х годов. Обладая несомненным режиссёрским талантом, Виктор Владимирович Фёдоров поставил несколько интересных спектаклей, в том числе был сорежиссёром спектакля «Мой бедный Марат», который получил премию ЦФО.

И. Горбацкая и В. Фёдоров. («Мой бедный Марат»)
И. Горбацкая и В. Фёдоров. («Мой бедный Марат»)
С. Ильин и Е. Карчевская. («Женитьба Белугина»)
С. Ильин и Е. Карчевская. («Женитьба Белугина»)

В.В. Фёдоров и стал руководителем очередной молодёжной студии при Тамбовском театре, созданной в 2005 году из выпускников 2-х курсов актёрского отделения ТГУ им. Державина, как молодёжно–стажёрская студия «в целях формирования и развития театрального искусства, обучения творчески одарённой молодёжи для последующего привлечения к деятельности в составе творческого коллектива». Силами студии были поставлены спектакли «Ангелы кайфа», «Гроза» и несколько сказок: «Розовые хвостики», «Подарки для бабушки», «Стойкий оловянный солдатик». Студия просуществовала 3 года. Спектакли игрались продолжительное время. Ребят стали приглашать в другие театры и на данное время в Тамбовской труппе осталось 6 бывших студийцев из 15. Они плотно заняты в репертуаре. Пройдя опыт студийной работы, они являются достойными продолжателями традиций Тамбовского театра и стали ведущими актёрами, на которых строится репертуар: Тимошина Анна, Блохин Денис, Беляев Игорь, Коршунова Александра, Мухина Дарья, Семёнова (Макарчук) Марина. В. Фёдоров же основал Тамбовский молодёжный театр, ядром которого стали его воспитанники.

Студия В. Фёдорова. «Ангелы кайфа»
Студия В. Фёдорова. «Ангелы кайфа»
* * *

Надеемся, данный материал заинтересует будущих создателей театральных студий. Почти столетний опыт показал, что проникнуться духом именно этого театра, впитать его традиции можно только воспитываясь в его стенах, перенимая опыт непосредственно на его сцене от его корифеев.

В течении 7 лет директором ТОГАУК «Тамбовтеатр» был тоже выпускник ТГИК, воспитанный на спектаклях Тамбовского театра Пётр Куликов.

Сегодня возглавляет Тамбовский государственный академический драматический театр и Тамбовский государственный театр кукол выпускник кафедры актёрского искусства ТГУ им. Г.Р. Державина (бывший ТГИК) Валерий Анатольевич Беляев. А труппа вновь пополнилась выпускниками нашего вуза, у которых ещё всё впереди: и проверка профессиональных способностей, и набор опыта и понимание своего служения искусству театра и родной сцене.

ЛИТЕРАТУРА:
1. А.Н. Смирнов. Рождённые революцией. Тамбовская правда. 9 октября 1986.
2. Н.М. Варзин. Где сегодня колхозное приволье. Театральная жизнь. № 22, 1967.
3. П.И. Карманов. Народный артист Ванин. Молодой сталинец. 3 апреля 1955.
4. Известия. № 50, 4 марта 1921.
5. Н.М. Степанов. Студия Анчарова. Тамбовская правда. 4 марта 1987.
6. Н.М. Степанов. В театральный музей г. Тамбова (ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ВЕТЕРАНА ТРУДА).
7. А.Н. Смирнов. Ровесник века. Тамбовская правда. 28.02.1985.
8. А.Н. Смирнов. Два века Тамбовской сцены – беседы о театре.
9. В.А. Галицкий. Записки периферийного главрежа. (сборник «Театр и мир Владимира Галицкого») Тамбов, 2014.
10. А.Н. Смирнов. Хранитель устоев. «Театр и вся жизнь». Тамбов, 2005.
11. П.И. Карманов. Путь исканий. Тамбовский театр с Державинских времён… 2011.
12. Приказ по Тамбовскому драмтеатру № 160-к от 29.12.2004 г.


Статья дополнена и доработана. (Опубликована в сборнике «ТАМБОВ. Историко-культурное наследие города. Научно-практическая конференция, посвящённая году культуры в Тамбовской области. 2013.)