«Порт-Артур» в центре России.

Главная 
Фрагменты истории (Искания, находки, открытия) 
«Порт-Артур» в центре России.
«Порт-Артур» в центре России.

Э.П. Степанова,
хранитель истории Тамбовского театра

Главный режиссёр Тамбовского драмтеатра в 1947–1957гг В.А. Галицкий
Главный режиссёр Тамбовского драмтеатра в 1947–1957гг В.А. Галицкий

В начале 1954 года Тамбовский обл. драмтеатр им. А.В. Луначарского приступил к работе над инсценировкой А. Степанова и И. Попова «Порт-Артур». Как это часто бывает, инсценировка уступала роману недостаточным действенным материалом, в ней было всего две-три солдатские сцены, их надо было выдвинуть вперёд и сделать из них основу спектакля. Режиссёр-постановщик Владимир Александрович Галицкий отыскивал в романе Степанова отдельные фразы, сцены и ими пополнял рабочий материал, которого катастрофически не хватало.

И вот, когда Галицкий приступил к таким сложным репетициям, появились неожиданные помощники: консультант подполковник А.А. Порецкий, сын царского министра, человек отличной воинской выучки, и вдова бывшего городского головы Тамбова Евгения Константиновна Потапова. Узнав, что театр собирается ставить «Порт-Артур», она принесла открытки из коллекции мужа по русско-японской войне.

В книге «Записки периферийного главрежа» Владимир Александрович так описывает чудесное появление в театре этой удивительной женщины:

«В дверь вошла пожилая дама в старомодной шляпе, из-под которой выглядывали аккуратные ку́дерьки причёски, в тёмном поношенном жакете, с большим ридикюлем в руках, наверное, единственным на весь Тамбов…

– Простите, я не ослышался? Вы – супруга тамбовского городского головы? Как же вы уцелели? Почему вас не арестовали? Не выслали? – расспрашивал я её бегло, рассматривая её дар – пачку открыток, снятых в сепии.

– Мой муж был большой либерал. В городе его все уважали и не трогали. Жили мы тихо и ни во что не вмешивались. Вот так и войну пережили. …И лежит он на старом тамбовском кладбище, где и для меня есть место. – Старушка конфузливо улыбалась…

Фотодокументы, иначе я не могу их назвать, она мне подарила и удалилась.

…На открытках разворачивалась вся панорама войны. Одежда, вооружение, постройки, виды Мукдена, Харбина, Владивостока, раздача пищи из походных кухонь, поля сражения после боёв, пленные японцы, раненные наши воины, – рассказывает Галицкий. – Я получил ценнейшее подспорье для работы. Прокофьев, оформлявший спектакль, выхватил их из моих рук. Я разрабатывал солдатские сцены подробно».

Декорации отличала реалистичность, сформированная видами открыток. Электрический утёс господствовал над местностью оборонительной позиции русских войск и был главным объектом внимания японцев. Бытование солдат на этом утёсе пополнилось многими деталями. Солдатские роли получили опытные актёры – Д. Патрин, А. Карантаев, М. Хомутков (впоследствии эти работы высоко отмечены критиками). Правда, рецензент А. Топалов в статье «Спектакль о героях «Порт-Артура» пеняет Патрину на неудачный грим, дескать «он делает Блохина очень старым среди молодых солдат», упустив из виду наличие старослужащих в Русской армии.

Радионов – А. Карантаев
Радионов – А. Карантаев
Терёшкин – М. Хомутков
Терёшкин – М. Хомутков
Блохин – Д. Патрин
Блохин – Д. Патрин

«Запомнилась сцена пробы пищи из солдатского котла, когда фельдфебель приносит капитану Борейко котелок с борщом, и он в мундире, застёгнутом на все пуговицы, со значительным видом погружая ложку в котелок, подносил, подув, ко рту и медленно, сосредоточенно, будто совершая важнейшую операцию, прожёвывал пробу. На лице фельдфебеля были написаны напряжение и страх – пройдет или не пройдет. Наконец, Борейко разрешал обедать. Облегчённо вздохнув, фельдфебель бил в рельсу. Солдаты, распоясываясь, рассаживались по двое, по трое на разных уровнях площадки, доставали из-за голенищ ложки, истово перекрестившись, принимались за еду, стараясь не уронить ни крошки. Но вот тревога! Мигом солдаты один за другим, на ходу надевая пояса, мчались на верхнюю площадку к орудиям. Эта сцена стала моей любимой, и я неустанно её совершенствовал».

(В. Галицкий)

Во многом благодаря открыткам спектакль был грамотно одет: генеральские мундиры, шинели голубого сукна, солдатские формы.

«Художнику Н.А. Прокофьеву удались декорации, которые достаточно ярко передают картину на батарее, вид на море со скалистыми берегами, обстановку в квартире Стесселя и в кабинете Макарова на корабле. Ф.И. Полуянову, постановщику танцев, особенно удалась пляска солдат на батарее. Плодотворно потрудился и консультант спектакля – подполковник А.А. Порецкий».

(Д. Девятов)

«Порт-Артур». Кабинет Стесселя. Сцена из спектакля
«Порт-Артур». Кабинет Стесселя. Сцена из спектакля

В журнале «Огонёк» народный артист РСФСР П. Герага даёт описание оформления одной сцены:

«Сначала мы видим где-то вдали ясное небо, спокойную морскую гладь с одиноким горным утёсом слева. На этом фоне расположена батарея Борейко. Но вот через несколько минут этот, казалось бы, мирный пейзаж точно преображается. В небе появляется яркое зарево, окрашивающее его в розовый цвет. Море приходит в движение, утёс то и дело освещается ослепительным светом – вся природа как бы включается в яростную схватку русских людей с врагом. Использование этого своеобразного оформления помогло режиссёру найти динамичное воплощение важных эпизодов порт-артурской трагедии».

Из статьи А. Топалова:

«Массовые сцены по праву можно назвать лучшими в спектакле. В них нет безликих фигур. Режиссёр и актёры сумели наделить солдат индивидуальными чертами и создать в эпизодических ролях типичные образы русских людей».

Яркими, запоминающимися стали образы отрицательных персонажей – генерала Стесселя (А. Балаев), его жены (А. Войлошникова), барона Танаки (Г. Морэн). Претензии были высказаны А. Красноусовым в адрес В. Пацерина, исполнителя роли великого князя Кирилла Владимировича. И хотя артист показал в этом образе «бесстыдный паразитизм, гниль и никчемность высшей командной верхушки тогдашнего помещичье-буржуазного общества» (Д. Девятов), рецензенту из Мичуринска хотелось бы «сильнее подчеркнуть черты вырождения Романовых, черты дегенеративного типа – полное, доходящее до цинизма, моральное падение». (А. Красноусов)

В конце мая на спектакле побывал инкогнито московский писатель, автор романа А. Степанов, «смахивавший на сельского учителя старичок в простых очках, в скромном костюмчике». (В. Галицкий). Увидев спектакль в его обычном исполнении, Александр Николаевич остался очень доволен. Особенно ему понравились солдатские сцены. Отметил он и ансамблевость постановки. Поблагодарив и от себя, и от Попова, заговорил о показе спектакля в Москве.

Три столичных комиссии отсматривали наш репертуар для первых гастролей в Москве театра второго тарификационного пояса – нашего театра. В августе «Порт-Артур» и ещё шесть названий театр представлял в течение месяца на сцене театра им. Ермоловой. А после по требованию зрителей гастроли были продлены ещё на десять дней. Три страницы в буклете московской программы отданы «Порт-Артуру».

Страницы из буклета «Программы московских театров» август, 1954.
Страница из буклета «Программы московских театров» август, 1954.
Страницы из буклета «Программы московских театров» август, 1954.
Страница из буклета «Программы московских театров» август, 1954.
Страницы из буклета «Программы московских театров» август, 1954.
Страница из буклета «Программы московских театров» август, 1954.
Страницы из буклета «Программы московских театров» август, 1954.

В это же время находились в столице: Киевский драмтеатр им. И. Франко, Харьковский театр им. Т. Шевченко, Ленинградский театр им. Ленинского комсомола и др. И вот, подводя итог пребывания Тамбовского театра в Москве, газета «Правда» отмечает, что

«один из наиболее удачных спектаклей, показанных на гастролях, – «Порт-Артур».

(Ю. Лукин)

«Сам факт способности театрального коллектива браться за крупную историческую тему и удачно разрешать её средствами сценического мастерства говорит о высоком творческом уровне театра».

(А. Топалов)

«В центре спектакля яркий волнующий образ легендарного адмирала Макарова в талантливом исполнении Ю. Заостровского. Не случайно уже первое его появление на сцене зрители встречают аплодисментами. Высокая представительная фигура быстрый взгляд умных, точно проникающих в душу собеседника глаз – всё сразу привлекает к себе внимание и располагает в его пользу. Макаров в спектакле покоряет зрителя…».

(П. Герага)

Газета «Правда» отмечает образ Макарова как самую значительную удачу актёра. «Бой мы выиграли. Москва была взята», – сказал Галицкий.

В 2018 году Частный музей Денисова передал Музею истории Тамбовского театра некоторые материалы, в том числе ценнейшие фотографии образов из спектакля «Порт-Артур». Настало время нашим современникам заглянуть в эту историю.

Макаров – Ю. Заостровский
Макаров – Ю. Заостровский
Макаров – Н. Крицкий
Макаров – Н. Крицкий
Варя – З. Извольская
Варя – З. Извольская
Борейко – И. Танин
Борейко – И. Танин
Звонарёв – И. Супруненко
Звонарёв – И. Супруненко
Варя – О. Марьянова
Варя – О. Марьянова
В.А. Стессель – А. Войлошникова
В.А. Стессель – А. Войлошникова
А.М. Стессель – А. Балаев
А.М. Стессель – А. Балаев
Танака – Г. Морэн
Танака – Г. Морэн
ЛИТЕРАТУРА:
1. Герага П. Актёры и роли. Ж. «Огонёк». № 36, 9.1954.
2. Девятов Д. Порт-артурская трагедия. «Тамбовская правда», 1954.
3. Красноусов А. «Мичуринская правда». 19.11.1955.
4. Лукин Ю. На верном пути. «Правда». 19.8.1954.
5. Сборник «Театр и мир Владимира Галицкого» («Записки периферийного главрежа»), Тамбов, 2014.
6. Топалов А. Спектакль о героях Порт-Артура. «Тамбовская правда», 3.1954.


Статья опубликована в сборнике материалов X Всероссийской научной конференции, посвящённой 75-летию победы в Великой Отечественной войне «Тамбов в прошлом, настоящем и будущем». Тамбов, 2020. Доработана.