Алисова, Мартинсон и тамбовская «Бесприданница»

Главная 
Фрагменты истории (Искания, находки, открытия) 
Алисова, Мартинсон и тамбовская «Бесприданница»
Алисова, Мартинсон и тамбовская «Бесприданница»

Э.П. Степанова,
хранитель истории Тамбовского театра

И. Шмарова (Енкен). 1949 г.
И. Шмарова (Енкен). 1949 г.

До недавнего времени помнили в Тамбове приезд Нины Алисовой в наш город. Была у неё встреча в пединституте и среди студентов в актовом зале находилась очаровательная девушка Ирина Шмарова – Ирина Олеговна Саранча, из рода тамбовских фотографов Енкен (умерла она в 2022 году в возрасте 94 лет). Это человек с удивительной судьбой и феноменальной памятью. 22 июня 1941 года она присутствовала на шефском спектакле «Ромео и Джульетта», когда объявили о начале войны. В ноябре 41-го она была ранена в руку осколком бомбы, попавшей в здание театра, (рана не заживала и спустя три года святитель Лука Войно-Ясенецкий оперировал ей эту руку и спас от ампутации). И среди многих значительных событий того времени – встреча с Алисовой.

* * *

На старой тамбовской афише два портрета, два автографа: лауреата Сталинской премии Нины Ульяновны Алисовой и Сергея Александровича Мартинсона, известнейших российских артистов. Алисова – исполнительница роли Ларисы в фильме «Бесприданница» режиссёра немого кино Якова Протазанова, Мартинсон популярен благодаря многочисленным работам в кино. Афиша датирована: 10 – 11 мая 1949 года. Спектакль «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского в постановке главного режиссёра Тамбовского областного драматического театра имени А.В. Луначарского Владимира Александровича Галицкого. Как же оказались имена артистов Московского театра Киноактёра на нашей афише (причём с милой ошибкой: в автографе Алисовой датирован июнь)?

>В.А. Галицкий. 1947 г
В.А. Галицкий. 1947 г
Афиша 1949 г.
Афиша 1949 г.
В.А. Кропотов 1949 г.
В.А. Кропотов 1949 г.

Галицкий в своей книге «Записки периферийного главрежа» рассказывает, что пригласить столичных актёров в наш спектакль предложил директор театра Кропотов Вячеслав Алексеевич. А немного раньше…

Владимир Александрович ставил «Бесприданницу» (одну из своих любимых пьес), возлагая на неё надежды как на репертуарную. На роль Ларисы Огудаловой была назначена Мария Коваленко, дублёрами у неё были Е. Васильева и А. Бабахан (впоследствии актриса МХАТ А.М. Андреева). Карандышева играл любимец тамбовской публики А. Годлевский.

М. Коваленко
М. Коваленко
А. Бабахан
А. Бабахан
Е. Васильева – исполнительницы роли Ларисы Огудаловой. Александр Годлевский в роли Карандышева
Е. Васильева – исполнительницы роли Ларисы Огудаловой.
Александр Годлевский в роли Карандышева

Спектакль имел хорошие отзывы в прессе, но отыграв его на стационаре 18 раз, театр почувствовал спад зрительского интереса. Вот тогда–то и возникла идея пригласить Московских звёзд в наш спектакль. Владимир Александрович так описывает это событие:

«…И вот городские стенды заклеили афиши: «Бесприданница». Гастроли Н.У. Алисовой и С.А. Мартинсона. Публика повалила в кассу.

Утром, в день спектакля, прибыли наши гастролёры. Встретил их у подъезда.

На сцене стояло оформление первого акта. Актёры одеты и загримированы. Алисова приветлива, улыбчива и проста в обращении. Сергей Александрович (у Галицкого – Владимирович), рыжий, носатый, маленькие весёлые глазки, гривка редких волосиков и чудесный, в нос, говор москвича. Быстро знакомлю их с труппой. Они хотят посмотреть акт до их выхода.

Но они никогда вместе в этом спектакле не играли и, очевидно, только успели считать текст. Сразу же обоим стало неудобно. Попробовали.

– Нет, нexopoшо. Может быть, ты сядешь за стол и возьмёшь газету. А я…

Проходит три-четыре минуты. Первая мизансцена ещё не найдена. Наконец, Мартинсон:

– Владимир Александрович, а как у вас тут было?

Я показываю. Пробуют.

– Знаешь, Серёжа, так хорошо...

Шаг за шагом, эпизод за эпизодом они приняли всю нашу мизансцену. Мартинсон отправился в гостиницу отдыхать, а Нина Ульяновна попросила меня ещё раз пройти монолог последнего акта… Я почувствовал её доверие ко мне. Это было началом нашей дружбы. (Позже Алисова приезжала ещё. Э.Ст.)

Публика приняла их восторженно, были овации и цветы. На втором спектакле даже ощущался ансамбль и пошли новые краски.

Нина Ульяновна играла хорошо, верно, но её рисунок был несколько поблекшим, осталась только удивительная грация движений. …Но и той части сценического обаяния, что осталась, было достаточно, чтобы пленить публику.

Трудно описать игру Мартинсона. Он являл собой совершенство. Только приблизительно можно рассказать всю непостижимость пластического рисунка роли. Казалось, каждый его жест, движение совершались кадрированно, целой серией точек, расположенных в пространстве».

[1, С 220 -221]

Фрагмент афиши
Фрагмент афиши
Портрет с афиши: Н.У. Алисова
Портрет с афиши: Н.У. Алисова
Фрагмент афиши: Автограф Алисовой
Фрагмент афиши: Автограф Алисовой
Портрет с афиши: С.А. Мартинсон
Портрет с афиши: С.А. Мартинсон
Фрагмент афиши: Автограф Мартинсона
Фрагмент афиши: Автограф Мартинсона

Иван Никитович Марин (будущий народный артист СССР) играл Робинзона, ему адресованы автографы на этой афише: «Дорогому Робинзону. От всего сердца благодарю за замечательную Вашу игру. В память о «Бесприданнице» Нина Алисова» и «Уважаемому Ивану Никитичу с чувством глубокой симпатии в память о «Бесприданнице» Сергей Мартинсон».

Режиссёр-ассистент в программке – Юрий Ришар, в «Бесприданнице» Юрий работал со вторым составом.

«Сын известного московского профессора, отпрыск интеллигентного семейства, хорошо одетый, приятной внешности... прихрамывал. Но он был хорош собой. Тёмный шатен, кудрявая прядь волос слегка прикрывала чистый лоб, карие глаза лучились добротой. Торс и руки атлета. К тому же ещё детская доверчивость в глазах. Славный, симпатичный человек Юра, но далеко ещё не профессионал, хотя про всё рассуждать умеет. «Хромает наша режиссура» - беззлобно подшучивали актёры, принявшие его вполне доброжелательно».

[1, С 222]

Фрагмент программы: Постановщики спектакля
Фрагмент программки:
Постановщики спектакля

После Алисовой роль Ларисы стала играть Валентина Леонтьева. В 1948 году Владимир Александрович пригласил её в наш театр:

«Внезапно ко мне подошла молодая девушка с крупными чертами красивого лица и густой массой «шатенных» волос, короной обрамлявших голову. Она была здорова и красива той красотой юности, которая, прежде всего, представляет глазу рвущуюся наружу жизненную силу.

Выпускница студии при театре имени Станиславского, ученица Василия Осиповича Топоркова. Окончила в этом году и хочет ехать на периферию...

Мог ли я думать, что в это время решаю судьбу известного впоследствии диктора Всесоюзного телевидения? Она рассказала о себе. За спиной была война, ужасы ленинградской блокады, когда она, четырнадцатилетняя ленинградская девчонка, пошла добровольно в сандружинницы, пережила бомбежки, потерю близких, голод, от которого едва не погибла. Да, это цветущее молодое создание, – молодость быстро восстанавливает свои силы, – имело опыт страшных лет войны. Огромная человечность, умение привлечь к себе зрителя были добыты и сохранены на всю жизнь в те годы, когда гибель ждала за каждым углом. От неё шёл свет и тепло.

– Собирайте вещи и завтра же выезжайте в Мичуринск. Мы сейчас там гастролируем.

– Так прямо приезжать? – На лице её пробилось некое недоверчивое выражение.

– Ну, да... так прямо и приезжайте. Все расходы мы Вам оплатим на месте. Деньги на дорогу у Вас найдутся?

Она чуть покраснела:

– Н-нет...

Пришлось мне раскошелиться.

Так Валентина Михайловна Леонтьева вошла в состав тамбовского театра».

[1, С 231]

В. Леонтьева – исполнительница роли Ларисы Огудаловой. 1949 г.
В. Леонтьева – исполнительница роли Ларисы Огудаловой «Бесприданница». 1949 г.

В спектакль «Бесприданница» Валентина вошла с трёх репетиций. Мария Александровна Коваленко помогала ей освоить мизансцены и трактовку режиссёра. Ю.А. Ришар взял Валентину под свою опеку и вскоре они поженились. Свадьба была в одной из крошечных гримёрных нашего театра. Немного погодя они переехали в Москву.

Уехал из Тамбова и А.Ф. Годлевский. Спектакль же после его отъезда больше не играли, так как замены Александру Фёдоровичу быть не могло.

* * *

А Ирина Олеговна вспоминала о переполненном актовом зале пединститута, о скромных студенческих букетах цветов и удивительном обаянии Нины Ульяновны Алисовой.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Галицкий В.А. Записки периферийного главрежа. Театр и мир Владимира Галицкого. Тамбов, 2014
2. Фонд Галицкого В.А. в Музее истории Тамбовского театра
3. Фонд «Театр во время ВОВ» в Музее истории Тамбовского театра
4. Известия. № 50, 4 марта 1921.
5. Степанова Э.П. Обзор выставки «О чём молчала старая афиша» V областной музейной биеннале «Раритеты провинциальных музеев». Тамбов, 2015.


Статья опубликована в сборнике «Материалы VI всероссийской конференции, посвящённой 380-летию города Тамбова. ТАМБОВ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ» Тамбов. 2016. Доработана и дополнена.